Суббота, 19 августа 2017 года

USD 25.4000

RUB

EUR 29.7000

Как получить выплату со страховщика-банкрота. Правила борьбы

С каждым днем все больше и больше поступает жалоб на страховщиков. Большая часть из них на компании, которые практически прекратили свое существование или доживают последние дни. Часть из них уже де-факто банкроты, а часть еще борется за жизнь. Но проблема остается проблемой. Сотни тысяч автомобилей ездят со страховкой ОСАГО, которая не дает никакой защиты. То есть формально она действует, а получить по ней хоть копейку практически не представляется возможным

Вот неполный перечень "погибших" компаний:

Кто следующий? Что делать, если тебя протаранил «джигит» с псевдо-страховкой? Куда бежать?  

Вал жалоб и запросов на консультации не прекращается и я чувствую, что моих юридических познаний уже не хватает. Мало знать законодательство. Важно еще и «повариться» в судах и «пободаться» со страховщиками в отечественном правовом поле. Кто же может пролить свет на это темное пятно лучше чем настоящий страховой адвокат? 

Набравшись наглости, рапечатав стопку жалоб и запросов на консультации я напросился в гости к Денису Конюшко, страховому адвокату с 7-летним стажем. На его счету тысячи консультаций, жалоб и претензий, более двух сотен судебных разбирательств со страховыми компаниями и, как результат, десятки миллионов отсуженых возмещений. Впечатляет, не правда ли?

И вот что он мне поведал за чашкой кофе. Далее привожу стенограмму нашего разговора:

Вопрос: Денис, ты выбрал себе непростую специализацию - борьба с недобросовестными страховщиками. Как продвигаются дела? Часто имеешь дело с «мертвыми» компаниями?

Ответ: Здравствуй Тимур! Работы сейчас много. Если не сказать круче. 

На данный момент существенно увеличилось количество страховых компаний, которые не платят и платить (добровольно) не собираются. Толкает на это страховщиков далеко не экономическое состояние Украины, а чувство безнаказанности страховых компаний, что поощряется пассивной позицией страхователей, потерпевших, ну и государственных органов, конечно. 

Я не открою тебе секрет, если скажу, что в суд обращаются не более 10% обманутых людей, что позволяет таким «страховым» успешно мошенничать на рынке. Люди месяцами, а то и годами, ждут доброй воли страховщика или того, что страховщика накажет государство, но этого чаще всего не происходит. На практике получается, что наилучшим выходом остается позаботиться о своем финансовом благополучии самостоятельно - подать в суд и заставить страховую расплатиться. И в этом мы людям успешно помогаем, обеспечивая юридическую «огневую поддержку».  

Кстати, увеличилось количество «мертвых» компаний, которые без физического присутствия (без офиса, без контактов) до сих пор умудряются недобросовестным способом, фактически продавать заполненную цветную бумагу формата А4, а не страховку. 

Чаще всего такие «бумажки» продаются в припаркованных на обочине машинах. Но люди почему-то их покупают. Экономят. 

В: Люди жалуются. Компании исчезают в «тумане»: офис опустевает, телефоны молчат… Что делать пострадавшим? Куда бежать? Кому звонить? 

О: Как и в любой критической ситуации: не паниковать, не опускать руки, бороться за свои права! Это нелегко и занимает достаточно времени, но опираясь на профессионалов можно отстоять свои права с минимальными затратами времени и сил.  

Если без лишней лирики, то вот что надо делать, если вы пострадали в ДТП: 

  1. Перестать дозваниваться по молчащим телефонам - это ни к чему не приведет. Пустая трата времени. 
  2. Узнать юридический адрес компании. Хоть она и исчезла «де факто», «де юре» она существует по своему юридическому адресу. Адрес можно узнать на сайте Нацкомфинпослуг, воспользовавшись поиском по базе данных. Самый надежный вариант - заказать выписку из госреестра. 
  3. Собрать первичный пакет документов: первичная справка ГАИ – форма №1, ваш паспорт (копия), техпаспорт (копия), справка про присвоение идентификационного номера - ИНН (копия), заявление о наступлении страхового события – шаблон на сайте МТСБУ. Копии надо заверить своей подписью и отправить весь пакет письмом с описью вложения почтой на юридический  адрес страховщика. Так вы выполните требование закона про уведомление страховщика о наступлении события. 
  4. Обязательно провести экспертизу (оценку автомобиля) и забрать копию решения суда. Все эти документы надо сделать в двух экземплярах - один себе, второй - отправить страховщику письмом с описью вложения. Так вы подтвердите свою претзензию к страховщику и зафиксируете объем требований.  
  5. Подождать 90 дней с момента отправки заявления на выплату – именно столько отводится компании по закону на выплату. 
  6. Подать иск в суд, приложив все документы, отосланные в страховую и выиграть его. 
  7. Идти в исполнительную службу с решением суда и получить исполнительный лист. 
  8. Принять участие в банкротстве страховщика - объединяться с другими пострадавшими и подать иск о возбуждении процедуры банкротства. 
  9. Успеть зарегистрироваться кредитором, когда начнется ликвидация (очень важный момент!!!). 
  10. Получить свои деньги из фондов МТСБУ.

В. Да уж… Процедура затяжная, если не сказать более. 

О. Да, выплаты скоро ждать не приходится. Но, объединившись и концентрируя усилия пострадавших можно добиться достаточно быстрых результатов. 

В: А что делать виновникам ДТП? Их страховка, получается, вообще не действует? 

О: По закону их страховка считается действующей и виновник может уйти от ответственности. Но это только с юридической точки зрения. Фактически страховка не действует - выплаты от «мертвой» компании не будет. Никогда.  

В любом случае виновнику ДТП придется долго объяснять потерпевшим, во-первых как получилось ДТП, во-вторых почему страховая не платит. Это очень неприятная и затратная по нервам процедура, кроме того она чревата и финансовыми потерями для виновника (компенсация утраты товарной стоимости автомобиля, моральный ущерб и другие потери). 

Я бы порекомендовал владельцам полисов таких страховых компаний не рисковать и купить новые полисы у действующих и платежеспособных компаний. Да, сейчас они заплатят за страховку еще раз, но в будущем это позволит избежать множества ненужных проблем. 

Ну и как-то это непорядочно, на мой взгляд, так безответственно относиться к своим коллегам по дорожому движению.

В: МТСБУ должна подключиться к выплатам, если страховую признают банкротом. Но до банкротства еще не скоро, как я понимаю? Это долгая процедура? 

О: Да, Тимур, ты прав. Если компания будет банкротом – по автогражданке выплату произведет МТСБУ. Процедура может быть долгой, кроме того, некоторые стороны могут вполне умышлено тормозить процесс. Но потерпевшим нужно знать, что как бы не было долго, при правильных своих действиях деньги они получат. Кроме того, если потерпевшие активно возьмутся за процесс банкротства (например, инициируют самостоятельно банкротство) – процедура пройдет в разумные строки.  

В: Значит ли, что если страховщика признают банкротом, то все пострадавшие автоматически получат свои деньги?

О: К сожалению, нет. Тут кроется некоторая опасность для потерпевших и связана она с юридической казуистикой. Для того, чтобы гарантированно получить возмещения из фонда МТСБУ, нужно чтобы потерпевших внесли в реестр кредиторов должника, кроме того требования потерпевших должны быть бесспорными (например - наличие решения суда). Если мы возьмем недавнее банкротство «Украинской экологической страховой компании» то увидим, что более половины потерпевших, которые не знали этого нюанса, деньги от МТСБУ уже не получат.  

В: Одна из популярных рекомендаций - подавать в суд на виновника ДТП? Что думаешь? Будет эффект? 

О: С виновника ДТП можно требовать только косвенные потери (утрату товарной стоимости, моральный и непрямой ущерб). Ответственность за материальный убыток несет страховая компания, даже если она фактически мертвая. Такой точки зрения придерживается Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел в своих разъяснениях. 

В: Я был недавно на собрании кредиторов СК Лафорт. Была озвучена мысль, что надо жаловаться в Нацкомфинуслуг, чтобы те ввели временную администрацию и начали санацию предприятия с последующим банкротством. Ну, а если государственные мужи не отреагируют - жаловаться Президенту (ведь именно он назначает главу НФП) и в прокуратуру, которая должна следить за тем как гос-органы реагируют на запросы граждан. Есть надежда на государство? 

О: Надежда на государство есть. Но на данный момент я подобных прецедентов не видел. Любая государственная структура страдает от присутствия негативного бюрократизма, который в будущем может привести, в частности, к существенному затягиванию дела (если не до его бесконечности). Намного быстрее процедуру банкротства могут провести потерпевшие – те, кто действительно заинтересован в быстром банкротстве страховщика. 

В: Многие говорят, что им звонят какие-то люди и предлагают выкупить право на возмещение за 30-50% от суммы убытка. Годный вариант? 

О: Моим клиентам также звонят постоянно. Идея этого бизнеса пришла к нам из России. И заключается она вот в чем. 

Простая математика – сейчас, такие компании платят потерпевшим 30%, а через некоторое время, после банкротства получат 100%. Бизнес с 300% прибылью. 

Прямых советов я давать не могу - все взрослые и самостоятельные люди. Но попрошу просто задуматься. Что лучше? Сейчас получить треть от убытка и только на треть отремонтировать машину, либо побороться и получить 100% возмещения? Каждый должен ответить сам себе на этот вопрос. 

В: Есть смысл заниматься борьбой со страховой компанией самостоятельно? Или лучше нанять адвоката? 

О: Тимур, большинство из потерпевших образованные и, главное, разумные люди, которые многое могут сделать самостоятельно. В том числе и предоставлять самому себя юридическую помощь. Все документы, необходимые для самостоятельной борьбы, есть в интернете и на моем сайте в частности. 

Просто стоит понимать, что даже незначительная ошибка может привести к краху всей проведенной работы (а это действительно много времени) и соответственно к неполучению страхового возмещения. По аналогии возьмем самолечение. Оно возможно, и часты случаи, когда оно реально помогает людям, но все мы понимаем, к чему могут привести ошибки в таком лечении. Кроме того, все расходы на правовую помощь, в будущем будут возмещены ответчиком, что минимизирует все потери. Но решать каким путем пойти – конечно же только потерпевшим либо страхователем. 

 Страхнадзор

лента новостей

«Перестрахователь» — первичный страховщик (цедент), передающий часть риска в перестрахование.