Четверг, 29 июня 2017 года

USD 25.8500

RUB 0.4300

EUR 29.2000

МТСБУ должно освободиться от несвойственных ему функций,- Ю.Гришан

Эксклюзивное интервью президента Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Юрия Гришана агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: В последнее время опять активизировалась ситуация вокруг Мотороного бюро, как вы думаете, чем это вызвано?

Ответ: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать все, что происходило с Моторным бюро за последнее время. Первый фактор, который вызвал данную ситуацию - это то, что в МТСБУ сосредоточен ряд функций, которые ему не свойственны и должны быть переданы на аутсорсинг, либо заменены более современными процедурами, такими как, например, прямое урегулирование. Прежде всего, к таким функция относится осуществление регламентных выплат. По заключениям двух экспертных групп по регламентным выплатам за прошлый год, они превышали среднерыночные на 70% и составляли около 17,2 млн грн. Совместная с ревизионной комиссией проверка показала все механизмы неэффективного использования средств и вывода денег из МТСБУ.

Сегодня Моторное бюро, кроме определенных регуляторных функций и саморегулирующих функций – это еще и целый ряд фондов, совокупный размер которых составляет более 400 млн. грн, без учета средств, которые застряли в Брокбизнесбанке. После законодательного решения всех вопросов, эти средства должны служить для осуществления выплат клиентам тех компаний, которые были членами МТСБУ, но обанкротились. Существует и ряд других причин, но я считаю, что вышеупомянутых достаточно для того, чтобы понимать, почему Моторного бюро вызывает столько интереса со стороны желающих контролировать его работу и управлять его средствами.

Вопрос: В парламенте зарегистрированы два законопроекта о внесении изменений об ОСАГО, которые одинаковы тем, что прекращают полномочия президиума МТСБУ, передавая их коордсовету. Как вы считаете, зачем это происходит?

Ответ: В апреле 2014 года, после долгого перерыва, был избран и преступил к работе первый демократический Президиум. После этого нами был принят целый ряд важных решений, в том числе декларация про управление. Это, безусловно, революционный документ, состоящий из ряда положений и нормативных актов, которые уже введены в действие. Совершенствование мы начали с себя. Мы упорядочили работу комитетов, как совещательных органов, регламентировали работу Президиума Моторного бюро, создав, таким образом, систему жестких правил для самих себя. Также мы полностью пересмотрели всю систему управления бюро, исходя из лучших мировых аналогов, так как МТСБУ является фактически акционерным обществом с функциями саморегулирования, а капитал сформирован членами МТСБУ. Если брать систему взаимоотношений, то есть Дирекция, которая исполняет решения общего собрания и Президиума. Кроме того, был координационный совет, который внесли в процессе разработки законодательства, изначально заложив юридический конфликт. Поэтому все, что было связано с воздействием коордсовета на Моторное бюро, вызвало серьезное потрясение за последние полтора года. Принимая решение о ликвидации коордсовета, страховщики исходили из того, что необходимо обеспечить управление бюро, учитывая принципы саморегулируемой организации и то, что взносы бюро являются взносами частных акционерных компаний и ними должны и управляться.

Кроме того, Президиум пошел на целый ряд серьезных решений в связи с тем, что некоторые страховщики все предыдущие периоды строили пирамиды, демпинговали и платили высокие комиссионные. Частично это вызвано тем, что регулятор не создал эффективную систему надзора за страховщиками, которая вовремя бы выявляла проблемные и неплатежеспособные компании. Сегодня такие компании вынуждены платить дополнительные гарантийные взносы и «связывать» свои средства. Таким образом, МТСБУ видит, какие компании находятся в рисковой зоне.

Руководители страховых компаний, которые входят в президиум, вынуждены тратить свое время, чтобы навести порядок на рынке, сделать его прозрачным и платежеспособным. Своими действиями страховой рынок в лице президиума показывает, что возврата к периоду, когда страховщики не могли не только управлять своими средствами, но и даже получить информацию о расходах больше не будет. Видно такая ситуация многих не устраивает. Ведь согласитесь очень удобно распределять и тратить деньги, которые не заработал, а ответственность по обязательствам пусть несут другие.

Вопрос: МТСБУ давно говорит о том, что рынком подготовлен свой законопроект. Какова его судьба и где он сейчас находится.

Ответ: В мае Президиум МТСБУ официально подал законопроект для отработки с регулятором. Целый ряд серьезных положений были согласованы и отработаны. С целью ускорения процесса, на прошлой неделе Президиум принял решение о передаче данного законопроекта для реализации депутатской законодательной инициативы в Парламенте. Безусловно, депутаты будут иметь серьезное влияние на процесс, чтобы те положения, которые касаются европейского пути развития рынка ОСАГО, были приняты.

Надо сказать, что больше месяца работала совместная с регулятором группа, в составе которой были члены Президиума – Максим Межебицкий, Александр Завада и Юрий Гришан, для согласования основных норм и отображения замечаний регулятора в данном законопроекте. Исходя из того, что в парламенте есть зарегистрированные законопроекты на эту тему, которые никоем образом не преследуют цели повышения надежности и транспарентности в управлении Моторным бюро, это становится особо важным направлением работы всего Моторного бюро и его Президиума для того, чтобы на осенней сессии все изменения были приняты.

Утвержденный Президиумом законопроект уже был передан ряду народномых депутатов. Сегодня идут консультации по поводу сроков регистрации депутатской инициативы – регистрация планируется на этой сессии, либо на осенней. Резюмируя, могу сказать, что определенные гарантии в поддержку страховщиков были даны. Но процесс имеет негативный оттенок, так как, по нашей информации ряд депутатов ведут переговоры с целью получения голосов в поддержку своего законопроекта в парламенте, возможно, уже на этой сессии.

Также стоит отметить, что на прошлой неделе был зарегистрирован еще один законопроект предлагающий закрепить расчет минимального размера базового гарантийного взноса страховщика в централизованные страховые резервные фонды МТСБУ по официальному курсу Национального банка Украины на дату внесения. Если немного углубится историю, то норма об обязательном внесении 500 тыс. евро, закрепленная внесением изменением в закон об ОСАГО была принята в 2012 году, т.е. при курсе 8 грн. Компании, в основном классические, которые платят клиентам по обязательствам, не смогли найти "свободные средства" для выполнения в полном объеме этой нормы сейчас оказались в сложной ситуации. Так как законом не было оговорено по курсу на какую дату необходимо вносить средства, президиум предложил закрепить -на дату принятия закона. В это время я отвечал в Президиуме МТСБУ за согласование с регулятором и Координационным советом уточнения условий формирования БГВ. В результате, регулятор пошел на поддержку решения последнего заседания координационного совета, то есть чтобы условием внесения был курс на дату принятия Закона, при учете ряда условий, которые он требовал для «оздоровления рынка.

Благодаря этому, 48 платежеспособных Страховщиков – членов МТСБУ получили возможность "не замораживать" на счетах МТСБУ денежные средства в объеме от 3 до 6 миллионов гривен. Повторю, что в условиях стагнации экономики, замораживать деньги в таких объемах не обосновано, т.к. средств в фондах МТСБУ хватает, несмотря на то, что часть средств Моторного бюро зависли в Брокбизнесбанке. На сегодняшний день в фондах МТСБУ находится более 400 млн. грн. Этого достаточно для выполнения всех обязательств. С моей точки зрения, необходимо начинать отчисления из фондов в пользу пострадавших в ДТП за те компании, которые не выполнили свои обязательства и ушли с рынка. Еще раз повторюсь, что не объемами средств определяется надежность этой модели. Она определяется платежеспособностью компании и умением сбалансировать свои доходы и затраты. Кроме того, принятие данной нормы также опасно тем, что в случае необоснованного повышения данной «планки», целый ряд игроков уйдет с рынка, а их обязательства лягут на остальных членов МТСБУ.

Вопрос: Нацкомфинуслуг раскритиковала и отправила на доработку законопроект, предложенный Радикальной партией. Означает ли это, что регулятор, наконец, стал на защиту рынка и как проходит сейчас сотрудничество между МТСБУ и Нацкомфинуслуг.

Ответ: Для членов Моторного бюро это конечно хороший сигнал.

Я считаю, что Нацкомфинуслуг будет работать эффективно, если будет защищать интересы рынка, то есть те компании, которые беспроблемно работают с клиентами. Поэтому, когда регулятор будет преследовать эту цель, тогда сотрудничество будет иметь синергетический эффект.

В какой-то мере мы сами вынуждены были стать регулятором, что неизбежно для таких саморегулирующихся организаций, как Моторное бюро. Для того, чтобы защитить клиентов от последствий банкротства компаний, мы работаем над созданием таких правил игры, когда они обязательно получат страховые выплаты, предусмотренные законом. Кроме того, работа, которая велась последние два месяца, была довольно плодотворной в отработке законопроекта, потому что одна из задач регулятора - пропустить все нормы законопроекта через призму соблюдения интересов клиентов.

 

лента новостей

«Перестрахование» — система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом нормативных требований и своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью снижения риска невыполнения принятых на себя обязательств по договорам страхования.